Ориентирование
May 9

Немного сумбурный рассказ о "Майской многодневке" в Суворове от Андрея Дубина

Мы почему-то были уверены, что в первый день старт будет свободный по станции. Спокойно проехав первомайские пробки, в четыре часа приходим на мандатную комиссию и узнаем, что старт с 16.00 по протоколу🫨 (к счастью его задержали на 10 минут). Бегом к машине, ставим рекорды в скорости переодевания - и на старт. На полпути понимаю, что забыл легендницу, бегом к машине и обратно на старт. Подбегаю за минуту до захода в коридор.

Старт - и почти сразу ошибка. Ползу на 2 кп по лощине, смотрю на компас и понимаю, что лощина не моя. Разворачиваю карту - всё понятно, масштаб 3000. Вылезаю наверх, беру пункт и начинаю морально настраиваться на режим - "3 шага и КП". Физически очень просто - по северному плато практически без подъемов.

Перед четвёртым пунктом зачем-то дергаюсь на чужой кп, хотя точно знаю, что это не мой (У - Уверенность). Коротенькие гоны, обилие чужих пунктов - дистанция смутно начинает напоминать лабиринт. Перед 6 кп залезаю в самый большой подъем на дистанции, окончательно успокаиваюсь и наконец приходит необходимый ритм. За исключением мелких ошибок на 2 и 4 кп - более-менее, получился неплохой полигон перед первым прологом.

1й день, спринт. Карта в высоком разрешении

Первый пролог - традиционная для южной гряды дистанция. Основная задача - минимизировать набор и избегать самых крутых склонов с осыпающимся песком. На первом же кп ловлю "эффект 3000" - пока нахожу старт и сворачиваю карту, успеваю пробежать пункт. Ладно, будем выбирать ногами. Бегу и понимаю, что нужный ритм никак не нащупывается, ориентирование распадается на отдельные фрагменты, более-менее нормальные перегоны чередуются с немотивированными ошибками.

На 5 КП неудачный вариант - вместо того, чтобы обогнуть холм, сломал его. На 8 КП не вижу, что пункт стоит на той же высоте, что и 7, спускаюсь к подножию плато, потом понимаю, что нужно залезть обратно. К 10 кп вроде ритм пойман, проскакивает мысль, "Всё, теперь как по рельсам пойдёт", но...

Перегон на 11 КП кажется достаточно простым - свалиться по склону до полки, по ней вдоль склона, упереться в лощину, перелезть через небольшой нос и пункт. Бегу, вроде всё бьётся, вдруг вместо небольшой лощины вижу здоровый каньон с отвесными стенками. И тут бы вспомнить, что рельеф эрозионного типа меняется после каждого дождя - но нет, впадаю в ступор и бегу привязываться на край склона. Спасает большой нос на обрезе карты - по нему нахожусь и возвращаюсь... опять к этому здоровому каньону. Приходит понимание, что это и есть нужная мне лощина, а карта нуждается в серьёзной корректировке. Дальше более-менее чисто. Эмоции после финиша - досада, разочарование, желание вернуться на полчаса назад и перебежать по новой, чтобы сделать всё "по-правильному" 😤. Ок, готовимся к третьему дню.

2й день, пролог 1. Карта в высоком разрешении

Второй пролог - и новая карта Бобровых озер от Тутынина. С картой оказалось всё хорошо - не возникло вообще никаких вопросов. Планировка предложена щадящая (не настолько, конечно, как в м21😀), много КП привязано к озерам, но парочка интересных перегонов поперек гряд всё-таки была. Задача на день - пробежать в эконом режиме, не ушататься перед гандикапом, так как восстановление происходит как-то не особо эффективно. Из ошибок - неправильный оббег на 12 кп(надо было слева), и пометался между двумя грядами на 20 кп. Ошибок в сумме секунд 45-50, состояние после финиша терпимое.

Небольшой сюрприз🙁, узнаем, что преимущество в гандикапе режется пополам (было в информационном бюллетене, но уж очень как-то неявно). Учитывая, что дистанции прологов были достаточно короткие и динамичные (т.е. сами по себе не подразумевали больших отрывов), урезание сумм выигранного времени привело к тому, что в некоторых группах лидеры бежали практически масс-старт (у м21 в 15 секундах было 5 человек). У меня отрыв 1.25.

3й день, пролог 2. Карта в высоком разрешении

Гандикап - наверное, самая интересная дистанция. Со старта небольшой кусок микрорельефа, потом несколько перегонов по пустому лесу, и опять в микрорельеф. Ещё на разминке понял, что легкости сегодня нет, и придётся терпеть.

На фоне усталости включается автопилот, довольно необычное состояние, когда отстранённо начинаешь воспринимать себя точкой, передвигающей по карте. Из минусов такого состояния - практически отсутствует сознательный выбор варианта, что подсознание выкинуло, то и бежишь. Из плюсов - почти нет ошибок реализации, происходит идеальная синхронизация скорости восприятия местности и скорости передвижения. За всё время занятий ориентированием ловил такое всего несколько раз, включается при редком стечении факторов абсолютно случайно.

Единственная ошибка на последнем КП микрорельефа (18) - утыкаюсь в чужой пункт, через несколько секунд понимаю, что стоит он в микроямке, и она в районе одна. Дальше несколько простых перегонов по обычному лесу, несложный пункт в Песочнице и финиш. Серьёзных ошибок вроде нет, но почему-то есть лёгкое разочарование, что дистанция прошла мимо меня🫤.

4й день, гандикап. Карта в высоком разрешении

Пытаюсь по горячим следам оценить свои действия за четыре прошедших дня - и есть четкое понимание, что можно было сделать лучше, намного лучше, особенно первый пролог. Причина ошибок и технического брака вероятно кроется в очень малом количестве стартов - 10-12 соревнований в году явно недостаточно, чтобы поддерживать приемлемый технический уровень. Но вариантов бегать ориентирование чаще всё равно нет.

Награждение отличное - быстрое, компактное, полезные призы - мёд с орехами.

По моему мнению - очень хорошее решение проводить Майскую многодневку на карьерах, если бы был Велегож или Алексин - вряд ли нашлась мотивация на поездку. Организаторы молодцы - все четко, вовремя (даже задержка в первый день была в тему), без технических накладок. Отличная новая карта Бобровых озер. Единственное спорное решение - резать гандикап, ведь и так разрывы были небольшие. В целом впечатления от многодневки очень приятные. Если кто не был - приезжайте, не пожалеете.

Андрей Дубин, май 2025